Он [Жуковский] своей светлой и могучей личностью объединял в себе и высшие математические знания, и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом. |
С.А.Чаплыгин, 1921 |
Курс лекции по теоретическим основам воздухоплавания, которые Н.Е.Жуковский читал в Императорском техническом училище (ныне МГТУ имени Н.Э.Баумана). В лекциях упоминается об экспериментальном отбнаружении кризиса сопротивления студентом Г.И.Лукьяновым около 1905 года в опытах в старом здании Московского университета (парадокс Циолковского — Лукьянова — Эйфеля), приводится описание аэродинамических установок Московского университета и Технического училища.
Вторая часть курса лекции по теоретическим основам воздухоплавания. Приводятся описания конструкций самолетов и дирижаблей. Обсуждаются автоматические приборы для стабилизации полета самолета и их простейшие математические модели.
Курс лекций по теоретической механике, читавшийся Н.Е.Жуковским в Императорском техническом училище. Излагаются статика с графостатикой, динамика точки и систем тел, теория удара.
Курсы лекций по аналитической механике и теории регулирования хода машин, читанные Н.Е.Жуковским в Императорском техническом училище, а таже курс по прикладной механике, читавшийся в Практической академии коммерческих наук, в котором излагаются теория механизмов и гидравлика.
Курс лекций по теоретической механике, читавшихся Н.Е.Жуковским в Московском университете. Излагаются кинематика, статика и динамика.
Обязательный курс по механике систем, читавшийся в Московском университете, а таже специальный курс по выбору студента по динамике твердого тела.
Лекции по теории притяжения, гидростатике и гидродинамике, читавшиеся в Московском университете.
В выпуске содержатся краткая биография Н.Е.Жуковского, написанная В.В.Голубевым по материалам В.П.Ветчинкина, и работы по теоретической механике точки, твердого тела и систем (в частности, по устойчивости). Приводится факси́миле постановления Совнаркома с подписью В.И.Ленина, в котором Н.Е.Жуковский называется «отцом русской авиации». Интересно, что эта характеристика — «отец русской авиации» — принадлежит не Ленину, а ректору Московского университета М.К.Любавскому, назвавшему так Жуковского в речи 12 января 1917 года. Отметим также, что Ленин не присутствовал на заседании Совнаркома 3 декабря 1920 года, на котором было утверждено постановление, а только подписал протокол на следующий день в соответствии со своей должностью — наряду со многими другими документами, рассматривавшимися Совнаркомом.
В выпуске содержатся магистерская диссертация «Кинематика жидкого тела» и «Лекции по гидродинамике» — конспект специального курса, читанного в Московском университете.
Выпуск содержит статьи по классической гидродинамике идеальной и вязкой жидкости, в частности статьи «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью» и «Видоизменение метода Кирхгофа».
Выпуск содержит статьи, имеющие значение в кораблестроении: о качании корабля на волнах, о волновом сопротивлении, о построении реактивных судов; во второй половине выпуска помещены статьи, в которых рассматривается движение вязкой жидкости, в частности работы по теории смазки, написанные совместно с С.А.Чаплыгиным (под редакцией Л.С.Лейбензона переиздано в трудах Н.П.Петрова и сборнике классических работ по гидродинамической теории смазки вместе с работами Рейнольдса, Зоммерфельда и др.). В работе «О движении воды на повороте реки» Н.Е.Жуковский описывает прибор для качественной демонстрации завихренности потока — «поплавок проф. Миловича», который часто используется в учебных демонстрациях (vorticity meter в западной литературе).
В этом выпуске содержатся статьи по теории крыла аэроплана, в частности работа «О присоединенных вихрях», в которой доказывается знаменитая формула Жуковского для подъемной силы (исторические комментарии приводятся в цитируемых ниже статьях Г.Ю.Степанова «О некоторых неточностях в разъяснениях теории крыла» и «Теория крыла в трудах Н.Е.Жуковского и С.А.Чаплыгина»). Во второй части содержатся работы по аэродинамическому расчету самолета и по бомбометанию с самолета.
Выпуск включает статьи, в которых Н.Е.Жуковский развивает вихревую теорию гребного винта. К идее этой теории Жуковский пришел, как он сам пишет в статье «Вихревая теория гребного винта», при анализе сделанных Освальдом Фламмом фотографий кавитационных жгутов, которые сходят с лопастей.
В этом выпуске содержатся классические работы по течению жидкости в пористых средах и по гидравлическому удару. Кроме этого в выпуске напечатаны работы по газогидравлической аналогии.
В выпуске находятся статьи, в которых рассматриваются вопросы теории упругости, сопротивления материалов, устойчивости стержневых сооружений. Материалы статей «Распределение давлений на нарезках винта и гайки» и «О прочности велосипедного колеса» излагаются во втором издании книги: Лурье А.И. Операционное исчисление и его приложения к задачам механики, М.-Л., ГИТТЛ, 1951. Во второй половине выпуска помещены статьи по железнодорожному делу, о прочности сцепки вагонов, о качании паровоза и о динамике автомобиля.
В выпуске помещены статьи различного характера: статьи по математике (в частности, статья «Геометрическое доказательство первой и второй теорем С.А.Чаплыгина о диференциальных неравенствах»), по астрономии, математической физике; выступления о работах Ньютона, С.В.Ковалевской, учителя Жуковского А.Ю.Давидова, М.В.Остроградского, Н.А.Умова, А.Г.Столетова, О.Лилиенталя, Г.Гельмгольца и др., о публикациях Д.И.Менделеева по сопротивлению жидкостей, о работах В.А.Михельсона по теории горения. Отметим, что в работе «Некоторые черты из жизни Остроградского» при переиздании опущены некоторые характеристики М.В.Остроградского (оригинальную публикацию можно посмотреть здесь; ср. с аналогичными анекдотическими подробностями в «Автобиографических записках» И.М.Сеченова).
Наверх |
Наверх |
На главную страницу |